ОБРАТНО К ИСТОКАМ?
Дарья Шефер
ОБРАТНО К ИСТОКАМ?
Дарья Шефер
Представь, что ты на выставке современного искусства. Ты со знанием дела рассматриваешь экспонаты и слышишь, как два человека переговариваются между собой. До тебя долетают отдельные фразы вроде: «И это искусство? Мой ребенок лучше нарисует. Раньше было лучше». Знакомо? Такие же комментарии можно встретить в обсуждении произведений онлайн. То, что звучит чаще всего — утверждение, что раньше было лучше. Насколько оно основательно и обоснованно?
Представь, что ты на выставке современного искусства. Ты со знанием дела рассматриваешь экспонаты и слышишь, как два человека переговариваются между собой. До тебя долетают отдельные фразы вроде: «И это искусство? Мой ребенок лучше нарисует. Раньше было лучше». Знакомо? Такие же комментарии можно встретить в обсуждении произведений онлайн. То, что звучит чаще всего — утверждение, что раньше было лучше. Насколько оно основательно и обоснованно?
Мы попросили некоторых людей, имеющих отношение к искусству, выразить своё мнение о современном искусстве и о реакции людей на него. Перед началом сделаем оговорку, что речь идёт в основном об изобразительном искусстве. Да, современное искусство – широкое понятие. Оно гораздо шире, чем представляют себе неувлечённые искусством люди. Живопись, инсталляции, сложнейшие компьютерные технологии – в этом плане перед современными художниками открыты все двери.
Мы попросили некоторых людей, имеющих отношение к искусству, выразить своё мнение о современном искусстве и о реакции людей на него. Перед началом сделаем оговорку, что речь идёт в основном об изобразительном искусстве. Да, современное искусство – широкое понятие. Оно гораздо шире, чем представляют себе неувлечённые искусством люди. Живопись, инсталляции, сложнейшие компьютерные технологии – в этом плане перед современными художниками открыты все двери.
София
Студентка МХПИ

«
Люди вообще не знают ничего о современном искусстве. Без преувеличения. Если попросить их назвать хоть одно произведение, в лучшем случае вы услышите «Чёрный квадрат». Но им даже неинтересно залезть в интернет и поискать информацию, например, об абстрактном искусстве. Вместо этого, они приходят в галереи современного искусства вроде Garage и говорят: «Подростки не имеют вкуса и не знают, что такое настоящее искусство!» Конечно, сказать это легче, чем напрячься и узнать, что обозначают разные линии на картине.
Люди вообще не знают ничего о современном искусстве. Без преувеличения. Если попросить их назвать хоть одно произведение, в лучшем случае вы услышите «Чёрный квадрат». Но им даже неинтересно залезть в интернет и поискать информацию, например, об абстрактном искусстве. Вместо этого, они приходят в галереи современного искусства вроде Garage и говорят: «Подростки не имеют вкуса и не знают, что такое настоящее искусство!» Конечно, сказать это легче, чем напрячься и узнать, что обозначают разные линии на картине.

»
Марк
Иллюстратор

«
Формально, мы говорим об искусстве второй половины XX — начала XXI веков. Современным искусством часто называют что-то сомнительное. То есть, если назвать просто «искусством» язык не поворачивается (непонятно, например, картина это или так, краску кто-то случайно на холст налил), это гордо называют «современным искусством». Правда в том, что сомнения толкуется в пользу обвиняемого. Это правильно: искусство не кричит открыто о своём глубинном значении. Прохожий с улицы в большинстве не даст вам подробного толкования картины. С другой стороны, субъективность в оценке художественной значимости третьесортных работ поощряет выскочек к дальнейшему творчеству. Реакции людей на это вызывают огромные дискуссии как среди культурного населения, так и среди более простых обывателей.
Формально, мы говорим об искусстве второй половины XX — начала XXI веков. Современным искусством часто называют что-то сомнительное. То есть, если назвать просто «искусством» язык не поворачивается (непонятно, например, картина это или так, краску кто-то случайно на холст налил), это гордо называют «современным искусством». Правда в том, что сомнения толкуется в пользу обвиняемого. Это правильно: искусство не кричит открыто о своём глубинном значении. Прохожий с улицы в большинстве не даст вам подробного толкования картины. С другой стороны, субъективность в оценке художественной значимости третьесортных работ поощряет выскочек к дальнейшему творчеству. Реакции людей на это вызывают огромные дискуссии как среди культурного населения, так и среди более простых обывателей.

»
Александра
Ученица художественной школы

«
Моё отношение к современному искусству скорее нейтрально, оно не вызывает восторга или отвращения. Правда, иногда встречаются непонятные или даже очень неприятные экспонаты. В классическом искусстве все более понятно, наглядно и просто. Ты сразу понимаешь, что происходит на картине, а значит, эмоции сразу ясны: произведение либо нравится, либо нет. В современном искусстве нужно иметь представление о об истории, толковании картины. Но несмотря на это, искусство меняется, а не идёт вниз по наклонной. Кто-то находит для себя одно направление, кто-то другое. Люди забывают, что нельзя любить всё сразу.
Моё отношение к современному искусству скорее нейтрально, оно не вызывает восторга или отвращения. Правда, иногда встречаются непонятные или даже очень неприятные экспонаты. В классическом искусстве все более понятно, наглядно и просто. Ты сразу понимаешь, что происходит на картине, а значит, эмоции сразу ясны: произведение либо нравится, либо нет. В современном искусстве нужно иметь представление о об истории, толковании картины. Но несмотря на это, искусство меняется, а не идёт вниз по наклонной. Кто-то находит для себя одно направление, кто-то другое. Люди забывают, что нельзя любить всё сразу.

»
Анастасия
художница-любитель

«
Я думаю, что люди считают современное искусство недостойным по причине его явного отличия от классических произведений, будь то скульптура или живопись. В классике всё очень понятно и прямолинейно. Искусство нашего времени основывается на миропонимании самого человека. Придя в любой арт-музей, ты заметишь, что мнения насчёт экспонатов неоднозначны. Это происходит потому, что каждый понимает (или не понимает) произведение по-своему. Поэтому я не думаю, что современное искусство становится хуже. Оно лишь вызывает больший резонанс в обществе, чем классика. У любого стиля найдётся как свой любитель, так и человек, которому он не нравится.
Я думаю, что люди считают современное искусство недостойным по причине его явного отличия от классических произведений, будь то скульптура или живопись. В классике всё очень понятно и прямолинейно. Искусство нашего времени основывается на миропонимании самого человека. Придя в любой арт-музей, ты заметишь, что мнения насчёт экспонатов неоднозначны. Это происходит потому, что каждый понимает (или не понимает) произведение по-своему. Поэтому я не думаю, что современное искусство становится хуже. Оно лишь вызывает больший резонанс в обществе, чем классика. У любого стиля найдётся как свой любитель, так и человек, которому он не нравится.

»
Современное искусство — это больше, чем набор чёрных квадратов, абстрактных линий и кубов.
По словам опрошенных нами молодых людей, искусство никогда не может быть одним и тем же. Оно индивидуально настолько же, насколько индивидуален каждый из нас. В основном, мысль о том, что «раньше было лучше», возникает из-за с консервативных пережитков. Консервативность глубоко укоренилась в сознании каждого из нас, хотя у кого-то в меньшей степени. Именно она мешает нам воспринимать современное искусство, и не только его.
Современное искусство — это больше, чем набор чёрных квадратов, абстрактных линий и кубов.
По словам опрошенных нами молодых людей, искусство никогда не может быть одним и тем же. Оно индивидуально настолько же, насколько индивидуален каждый из нас. В основном, мысль о том, что «раньше было лучше», возникает из-за с консервативных пережитков. Консервативность глубоко укоренилась в сознании каждого из нас, хотя у кого-то в меньшей степени. Именно она мешает нам воспринимать современное искусство, и не только его.
В разговорах о том, что современное искусство ведёт нас на дно, чаще всего упоминается «Чёрный квадрат». Вопрос – насколько заслуженно. Несмотря на внешнюю простоту – четыре угла и чёрная заливка – у картины есть бесчисленное количество трактований, основанных на словах самого Малевича. Например, одним из них является утверждение о том, что «Чёрный квадрат» был задуман, чтобы показать отказ от формализма. Формализм – отказ от художественного содержания в пользу формы и внешности. Соответственно, «Чёрный квадрат» – призыв отказаться от суждения исключительно по форме.
В разговорах о том, что современное искусство ведёт нас на дно, чаще всего упоминается «Чёрный квадрат». Вопрос – насколько заслуженно. Несмотря на внешнюю простоту – четыре угла и чёрная заливка – у картины есть бесчисленное количество трактований, основанных на словах самого Малевича. Например, одним из них является утверждение о том, что «Чёрный квадрат» был задуман, чтобы показать отказ от формализма. Формализм – отказ от художественного содержания в пользу формы и внешности. Соответственно, «Чёрный квадрат» – призыв отказаться от суждения исключительно по форме.
Возможно, стоит больше узнавать о современном искусстве и ходить на выставки, вместо того, чтобы отвергать его, не понимая. Хотя бы из любопытства сходи на одну из многих экспозиций. Посещение выставок несколько раз в год позволит тебе не превратиться в идейного динозавра. Это не позволит тебе отстать от движения вокруг и поможет понять, что именно люди находят в современном искусстве. Но даже если не понравится, ты будешь точно знать, что именно тебя не привлекает в этом направлении. И, конечно, не будешь без причины называть его продуктом деградации.
Возможно, стоит больше узнавать о современном искусстве и ходить на выставки, вместо того, чтобы отвергать его, не понимая. Хотя бы из любопытства сходи на одну из многих экспозиций. Посещение выставок несколько раз в год позволит тебе не превратиться в идейного динозавра. Это не позволит тебе отстать от движения вокруг и поможет понять, что именно люди находят в современном искусстве. Но даже если не понравится, ты будешь точно знать, что именно тебя не привлекает в этом направлении. И, конечно, не будешь без причины называть его продуктом деградации.
Made on
Tilda