КОЛКИЙ САХАР КОКАИНА
Валерия Волкова
КОЛКИЙ САХАР КОКАИНА
Валерия Волкова
На данный момент в России количество только официально зарегистрированных наркозависимых, по статистике ТАСС, составляет порядка 600 тыс. человек, а по неофициальной информации, их число превышает 2 млн.
На данный момент в России количество только официально зарегистрированных наркозависимых, по статистике ТАСС, составляет порядка 600 тыс. человек, а по неофициальной информации, их число превышает 2 млн.
Многие люди уверены в том, что наркомания — это бич современного общества, распространившийся не так давно. Однако это утверждение голословно. Некоторые наркотические вещества входят в состав медицинских препаратов (кодеин содержится в комбинированных анальгетиках и противокашлевых таблетках, а марихуана — производная обезболивающих, — прим.ред.). Так, несколько веков назад таких лекарств было в разы больше. Кокаин и опиум применяли в препаратах для анестезии, таблетках от простуды и головной боли и даже в детских каплях, облегчающих прорезывание зубов. Найти эфир, опиум и тот же кокаин не составляло труда, всё это свободно продавалось в аптеках.
Многие люди уверены в том, что наркомания — это бич современного общества, распространившийся не так давно. Однако это утверждение голословно. Некоторые наркотические вещества входят в состав медицинских препаратов (кодеин содержится в комбинированных анальгетиках и противокашлевых таблетках, а марихуана — производная обезболивающих, — прим.ред.). Так, несколько веков назад таких лекарств было в разы больше. Кокаин и опиум применяли в препаратах для анестезии, таблетках от простуды и головной боли и даже в детских каплях, облегчающих прорезывание зубов. Найти эфир, опиум и тот же кокаин не составляло труда, всё это свободно продавалось в аптеках.
В наше время наркоманы по понятным причинам обсуждаются и осуждаются, чего совсем нельзя сказать о XX веке.
Тогда различные психотропные вещества считались признаком богемы, употреблять было модно. Не все поддавались пагубному воздействию, но совершенно точно пробовали. К примеру, о Есенине нарком просвещения Луначарский говорил:
В наше время наркоманы по понятным причинам обсуждаются и осуждаются, чего совсем нельзя сказать о XX веке.
Тогда различные психотропные вещества считались признаком богемы, употреблять было модно. Не все поддавались пагубному воздействию, но совершенно точно пробовали. К примеру, о Есенине нарком просвещения Луначарский говорил:
«Его подхватила интеллигенция футуро-имажинистская, кабацкая богема уцепилась за него, сделала из него вывеску и в то же время научила его нюхать кокаин, пить водку, развратничать». А вот Маяковский пристрастия к алкоголю не имел, но, по воспоминаниям современников, также употреблял кокаин.
«Его подхватила интеллигенция футуро-имажинистская, кабацкая богема уцепилась за него, сделала из него вывеску и в то же время научила его нюхать кокаин, пить водку, развратничать». А вот Маяковский пристрастия к алкоголю не имел, но, по воспоминаниям современников, также употреблял кокаин.

Вот что представляла собой жизнь творческих слоёв населения. А, как известно, литература — это отражение действительности. Именно поэтому в различных произведениях можно встретить упоминание о наркотиках, как о чём-то привычном и никем не возбраняемом. Так, в романе Николая Островского «Как закалялась сталь» встречается фраза: «Чувственные ноздри, знакомые с кокаином, вздрагивали», у Маяковского: «Идём! Раздуем на самок ноздри, выеденные зубами кокаина», а Анненский писал: «В однообразье их [недель] таимый, поймёшь ты сладостный гашиш».

Каким бы странным и неестественным для нас это ни казалось, далеко не все писатели и поэты упоминали о наркотических препаратах вскользь. В русской литературе найдутся подробные описания так называемых «трипов».
Вот что представляла собой жизнь творческих слоёв населения. А, как известно, литература — это отражение действительности. Именно поэтому в различных произведениях можно встретить упоминание о наркотиках, как о чём-то привычном и никем не возбраняемом. Так, в романе Николая Островского «Как закалялась сталь» встречается фраза: «Чувственные ноздри, знакомые с кокаином, вздрагивали», у Маяковского: «Идём! Раздуем на самок ноздри, выеденные зубами кокаина», а Анненский писал: «В однообразье их [недель] таимый, поймёшь ты сладостный гашиш».

Каким бы странным и неестественным для нас это ни казалось, далеко не все писатели и поэты упоминали о наркотических препаратах вскользь. В русской литературе найдутся подробные описания так называемых «трипов».
«Огромный вал выплеснул меня на серебряный песок, и я догадался, что это острова Совершенного Счастья. Их было пять. Как отдыхающие верблюды, лежали они посреди моря, и я угадывал длинные шеи, маленькие головки и характерный изгиб задних ног. Я пробегал под пышновеерными пальмами, подбрасывал раковины, смеялся. Казалось, что так было всегда и всегда будет. Но я понял, что будет совсем другое, миновал один поворот». Перед тобой первое в русской художественной прозе описание действия психотропного вещества, которое было создано в 1914 году известным поэтом Н.С. Гумилёвым. Названо оно было совершенно логично «Путешествие в страну эфира».
«Огромный вал выплеснул меня на серебряный песок, и я догадался, что это острова Совершенного Счастья. Их было пять. Как отдыхающие верблюды, лежали они посреди моря, и я угадывал длинные шеи, маленькие головки и характерный изгиб задних ног. Я пробегал под пышновеерными пальмами, подбрасывал раковины, смеялся. Казалось, что так было всегда и всегда будет. Но я понял, что будет совсем другое, миновал один поворот». Перед тобой первое в русской художественной прозе описание действия психотропного вещества, которое было создано в 1914 году известным поэтом Н.С. Гумилёвым. Названо оно было совершенно логично «Путешествие в страну эфира».
«Никакой боли нет. О, наоборот: я предвкушаю эйфорию, которая сейчас возникнет. И вот она возникает. Я узнаю об этом потому, что звуки гармошки, на которой играет обрадовавшийся весне сторож Влас на крыльце, рваные, хриплые звуки гармошки, глухо летящие сквозь стекло ко мне, становятся ангельскими голосами, а грубые басы в раздувающихся мехах гудят, как небесный хор». Это уже М. А. Булгаков, знакомый всем не только как писатель, но и как наркоман. Его рассказ «Морфий» полностью посвящён знакомству молодого врача с наркотиком и его деградации из-за пагубного пристрастия.
«Никакой боли нет. О, наоборот: я предвкушаю эйфорию, которая сейчас возникнет. И вот она возникает. Я узнаю об этом потому, что звуки гармошки, на которой играет обрадовавшийся весне сторож Влас на крыльце, рваные, хриплые звуки гармошки, глухо летящие сквозь стекло ко мне, становятся ангельскими голосами, а грубые басы в раздувающихся мехах гудят, как небесный хор». Это уже М. А. Булгаков, знакомый всем не только как писатель, но и как наркоман. Его рассказ «Морфий» полностью посвящён знакомству молодого врача с наркотиком и его деградации из-за пагубного пристрастия.

Важно отметить, что Булгаков не просто «баловался», как бы сказали наши современники, он имел серьёзную зависимость. Его друг, Сергей Ермолинский, говорил, что рецепты снотворного для Михаила Афанасьевича превышали все допустимые нормы. В аптеке их не хотели отпускать даже по рецепту и называли ядом.

Подобную «привычку» имел и В. Я. Брюсов, которого Бунин обзывал морфинистом и садистическим эротоманом. Многие современники говорили, что наркотики изменили поэта в самую плохую сторону и сильно подорвали здоровье, из-за чего Брюсов подхватил воспаление лёгких, ставшее причиной его смерти.

Если в случае Брюсова сложно утверждать, что причиной стали именно психотропные вещества, то в ситуации с менее известным литератором-эмигрантом Борисом Поплавским всё гораздо проще. Автор стихотворения «Караваны гашиша» скончался в результате передозировки героина.

Важно отметить, что Булгаков не просто «баловался», как бы сказали наши современники, он имел серьёзную зависимость. Его друг, Сергей Ермолинский, говорил, что рецепты снотворного для Михаила Афанасьевича превышали все допустимые нормы. В аптеке их не хотели отпускать даже по рецепту и называли ядом.

Подобную «привычку» имел и В. Я. Брюсов, которого Бунин обзывал морфинистом и садистическим эротоманом. Многие современники говорили, что наркотики изменили поэта в самую плохую сторону и сильно подорвали здоровье, из-за чего Брюсов подхватил воспаление лёгких, ставшее причиной его смерти.

Если в случае Брюсова сложно утверждать, что причиной стали именно психотропные вещества, то в ситуации с менее известным литератором-эмигрантом Борисом Поплавским всё гораздо проще. Автор стихотворения «Караваны гашиша» скончался в результате передозировки героина.
Поднятая нами проблема, как оказалось, существует уже не меньше века. Однако долгое время её будто не замечали и тем самым подвергали человечество риску наркозависимости. Мы не берёмся утверждать, что вседозволенность в отношении наркотиков в XX веке привела к печальной статистике, указанной в начале. Но и не скажем, что нет никаких оснований так думать.
Поднятая нами проблема, как оказалось, существует уже не меньше века. Однако долгое время её будто не замечали и тем самым подвергали человечество риску наркозависимости. Мы не берёмся утверждать, что вседозволенность в отношении наркотиков в XX веке привела к печальной статистике, указанной в начале. Но и не скажем, что нет никаких оснований так думать.
Made on
Tilda