«ДУРАК»
Мария Гудкова
В нашем обществе небезразличный человек — редкость. Если такие люди и встречаются, то их считают странными и глупыми. В голове сразу рождается образ Дон-Кихота, идущего сражаться с мельницами. Такие персонажи выглядят чудаками по сравнению с общей массой.Народ чинно шествует по своей дороге жизни, надев тёмные очки, которые позволяют не замечать попутчиков, сбившихся с пути и просящих о помощи. Существуют и такие несчастные, которые не попросят. Да так оно нам и лучше. В таком случае можно смело решить: «Раз не просят — значит не нуждаются».
Но есть и те, кто остановятся и посмотрят на просящего. Затем всё же успокоят себя тем, что не в силах помочь, и, изобразив скорбящую физиономию, двинутся дальше.

A house of many lights: combining invention and tradition
Мы же все обладаем даром предвидеть будущее и уверены, что не стоит и пробовать. Режиссёр Юрий Быков представляет нам целую палитру красочных примеров таких людей. Она содержится в его фильме с говорящим названием «Дурак». Оно дано в честь главного героя, сантехника, который сражается за жизнь людей в то время, как они сами не знают ей цену.
Действие картины разворачивается в России, в неизвестном провинциальном городке. Имя главного героя — Дмитрий Никитин. Он живёт с родителями, женой и сыном в небольшой квартирке и учится на инженера-строителя. Однажды его вызывают в местное общежитие для того, чтобы починить прорванную в результате драки водопроводную трубу. Именно тогда Никитин и замечает, что вдоль всей постройки идёт трещина. Это означает, что дом вскоре рухнет. Затем Дмитрий узнаёт, что ремонт здания не проводился со времён строительства. Сразу возникают вопросы к городской власти, к которой главный герой и обращается. Просьба ясна: Никитин хочет, чтобы жителей общежития немедленно переселили в новый дом. Как раз пришлась бы новостройка. Но на неё у чиновников уже были свои планы: новостройка была средством прибыли, а не благотворительности. Человеческая жизнь при этом теряла своё значение.
Главный герой, сам того не замечая, вступает на тропу войны с мэром и его сообщниками
Они страшно боятся, что история с общежитием станет известна высшим инстанциям. Соответственно, дальше могли бы всплыть истории о «состоявшихся» ремонтах, деньгах, судьба которых легко предсказуема. Для того, чтобы предотвратить появление возможных проблем, чиновники решают избавиться от документации. Словно и не было аварийного здания, тех людей, живущих в общежитии, да и Дмитрия Никитина тоже не было.
Важно, что даже в такой решающий момент главный герой не думает о себе, а всей душой болеет за ни в чём не повинных людей. В это время сами жильцы не видят смысла в его стараниях. Они слишком заняты домашними ссорами, алкоголем и наркотиками, чтобы трезво оценивать всю трагичность и безысходность ситуации. Игнорируя проблемы, люди не понимают, что ещё больше в них утопают. Появляется ощущение, будто Никитин чувствует ответственность за этих глупых зверёнышей, кусающихся и царапающихся, сопротивляющихся собственному спасению.
В конце концов зверёныши превращаются в озлобленную стаю волков, которая по зову вожака набрасывается на своего несчастного спасителя. Ну как его ещё назовешь, дурак — он и есть дурак. В фильме перед зрителем ставятся такие острые социальные проблемы, как безразличие и алкоголизм. Перед каждым стоит выбор. Каждый должен решить для себя, как бы он поступил, окажись на месте Дмитрия Никитина. И выбор этот не из простых.
Важно отметить, что фильм Юрия Быкова не был востребован среди жителей России
Они предпочли комедии «Горько 2», «Выпускной» и «Корпоратив», вышедшие с «Дураком» в один год. Более того в интернете можно случайным образом наткнуться на сайт некого проекта под названием «Научи хорошему», где о фильме нелестным образом высказывается «бывший работник системы высшего образования» из костромского культурно-образовательного фонда «Единение». Он называет фильм «лживой либеральной провокацией»: «Мир устроен таким образом, что добро всегда возвращается к человеку и честные люди, поступающие по правде, обычно пользуются уважением». Хочется узнать у бывшего работника системы высшего образования, в каком мире он живёт или же кто заставил его писать этот бред. Нельзя не отметить и вопрос, который автор статьи задаёт читателям: «Вы верите, что люди в нашей стране такие звери, готовые запинать все вместе человека до смерти?». Неужели он не представляет себе разозлённую, не выспавшуюся, пьяную толпу русских, которую какой-то незнакомец выгнал зимой на улицу в одних трусах и не пускает обратно в дом.
Вероятно, такие фильмы не востребованы потому, что заставляют своих зрителей думать, проводить тяжёлую внутреннюю работу. Это скорее всего их сильно отягощает.
Made on
Tilda