БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ РЕЙВ
Екатерина Колюшева
Рейв — дискотека, на которой играет электронная музыка. Такие дискотеки были популярны в 90-ых годах, однако сейчас о них заговорили вновь. В понимании современной молодёжи рейв — это электронная музыка в духе 90-ых. Little Big, российская рейв-группа, стала одним из самых успешных проектов нынешнего десятилетия.
Один из его создателей — Илья Прусикин, который вместе с Эльдаром Джараховым, Юрием Музыченко, Русланом Усачевым и многими другими талантливыми блогерами управляет огромной сетью развлекательных каналов на YouTube.
Клипы Little Big, а также множества молодых исполнителей (Tatarka, The Hatters), входящих в «семью Little Big», регулярно попадают в тренды видеохостинга и становятся вирусными. Конечно, цель большинства немузыкальных видео, появляющихся, например, на канале КликКлак — погоня за просмотрами и предложениями рекламодателей, но особое внимание команда уделяет созданию остросоциального контента.
Клипы Little Big, а также множества молодых исполнителей (Tatarka, The Hatters, Orgonite), входящих в «семью Little Big», регулярно попадают в тренды видеохостинга и становятся вирусными. Конечно, цель большинства немузыкальных видео, появляющихся, например, на канале КликКлак — погоня за просмотрами и предложениями рекламодателей, но особое внимание команда уделяет созданию остросоциального контента. Этот проект создан, чтобы обратить внимание общественности на те проблемы, которые часто преднамеренно умалчиваются. Главный прием — эксцентричная визуализация, наполненная сценами, не подходящими ни под какие существующие нормы. Но именно такой способ «кнута» заставляет человека задуматься и о своей, и об общенациональной жизни.
1. Русская душа
Первый клип Little Big вышел 1 апреля 2013 года и стал визитной карточкой группы. «Everyday I'm drinking» представляет собой сумасшедшую смесь до сих пор сохранившихся советских стереотипов и энергичного рейва. Текст максимально прост: русский потребляет алкоголь каждый день, осознаёт плачевное состояние Родины, но продолжает любить её.
В контексте песни пресловутые балалайка и водка не выглядят банально, они подчёркивают всю гротескность трека. Стоит отметить, что особую популярность группа снискала за рубежом: Little Big регулярно ездят в туры по Европе, где собирают полные клубы. Проблема самоидентификации русской нации импонирует не только ей самой, но и носителям другой культуры. Россия — противоречивое государство, которое невозможно охарактеризовать однозначно. Это смесь западной и восточной культур, это порой решающая роль в мировой истории, это достояние и гордость за прославленных предков и тоска по нынешнему поколению. Little Big убеждает нас в том, что Россия со всеми её недостатками — всё ещё наша Отчизна, и её нельзя не любить, ровно как нельзя не любить родную мать.
Своеобразным ремейком клипа становится песня «GIVE ME YOUR MONEY», записанная совместно с Томми Кэшем
С самого начала клип изображает русских, которые хотят показать иностранцу настоящую Россию. Видео становится эдаким документальным фильмом о России 2000-х годов со всеми соответствующими атрибутами: коврами на стенах, заниженными жигулями, панельками и Стасом Барецким.
Мы видим эту типичную русскую бедность, скрываемую за внешними атрибутами якобы преуспевания. В какие-то моменты зрелище вызывает отвращение, но всё-таки это что-то «своё». Ощущается гордость, ведь это наша страна, страна, которую не могут сломить внешние силы, которая по-своему привлекательна, и в мире не найдётся такой же.

Эту же мысль продолжает клип «POLYUSHKO POLYE», набравший сравнительно небольшое количество просмотров. Неудивительно, ведь в нём нет насилия и пошлости, зато есть российские пейзажи, снятые с помощью квадрокоптеров людьми со всех уголков страны. В дисклеймере исполнители прямо заявляют о том, зачем создали этот клип: они хотят выразить любовь к родине, отбросив в сторону политику. Сама песня — кавер на одноимённую советскую песню. Клип же удивительно сочетает фольклорные мотивы, звон колоколов, слова, направленные к Богу: «God, save my soul», и рейв, совершенно, казалось бы, не сопоставимый с красивыми пейзажами и церквями. В синтезе получается своеобразный по звучанию трек, иллюстрирующий противоречивый и самобытный образ России, несущий в себе неизменно главную мысль: Родина — одно из главных достояний личности, её необходимо уважать и оберегать, несмотря на политику.
2. Одна жертва против миллионов
Спустя почти пять лет в творчество Little Big возвращается тема северокорейской агрессии. Очевидно, вызвано это последними событиями в мире, не оставляющими равнодушными уже никого. В 2013-ом выходит клип «We will push the button», состоящий из повторяющихся простых фраз и склейки записей военных испытаний.
Фраза, заявленная в названии, является основной мыслью двух изображённых противоположных сил — Северной Кореи и России. Одна из наций сделает первый ход, это неизбежно, но с этим придётся смириться, ведь «we all deserve it». Высшие силы довели мелкие противоречия и ложную идеологию до военных конфликтов, но победителя не будет — проиграют все, вопрос лишь в том, кто погибнет быстрее.
8 декабря 2017-го Little Big выпускают клип под названием «LollyBomb», отличающийся продуманным сюжетом и качественной съёмкой, но сохраняющий долю аморальности, присущей группе. Он одновременно и высмеивает главу Северной Кореи, и заставляет ему посочувствовать. В такой юмористической форме клип призывает отказаться от войны, ведь она разлучает близких людей. И хотя главный герой клипа быстро смиряется с утратой, в настоящем мире с настоящими людьми такое вряд ли получится.
Решение проблемы военных конфликтов, которое предлагают Little Big, воплощено в клипе «Kind Inside, Hard Outside». В словах песни заключены те непреложные истины, о которых часто несправедливо забывают.
И дисклеймер, и вся сюжетная линия призывают представителей государств решать свои конфликты один на один, не используя для этого жизни миллионов неповинных жертв. Ведь в конечном итоге враждующие стороны заключают мир, но убитых не вернуть. Так почему бы президентам не сразиться в рукопашном бою, если проблему невозможно решить словами? И тогда любая война станет ничем иным, как единичным актом жестокости, не касающимся людей, в нём не замешанных.
3. Проблема Север-Юг
Эталоном творчества группы является клип «Life in da trash». Он обращает внимание зрителя на проблемы стран третьего мира, которые существуют в нищете и не могут её преодолеть. Это видео смотреть по-настоящему неприятно: грим выполнен очень натурально, детализированные декорации позволяют погрузиться в атмосферу этого ада на земле, а Илье Прусикину пришлось есть настоящих опарышей ради шокирующего зрелища.
И всё это отлично работает на смысл: брезгливость становится сильнее эстетического наслаждения, поэтому зритель испытывает сильные эмоции и начинает задумываться о тех проблемах, которые его непосредственно и не касаются. Вряд ли у них сегодня существует решение, но даже публичное обсуждение проблем может поспособствовать общественному резонансу и последующей активизации общемировых сил, способных повлиять на ситуацию.
Заметна тенденция развития творчества группы. От аморальных во всех отношениях рейв-безумий Little Big пришли к модному попсовому звучанию в некоторых песнях, от чудовищных зрелищ — к вылизанной профессиональной картинке. Клип «RAVE ON», например, не затрагивает ни политику, ни какие-либо острые социальные проблемы, он изображает российские рейв-тусовки как музыкальное явление. Большее внимание музыканты в этом случае уделяют прилипчивому мотиву и визуализации. Тем не менее, нужно отдать должное группе, которая не снимает полностью рекламных песен (как это делают Эльдар Джарахов и ХЛЕБ) и продолжает служить идее, верит в неё и отдаёт творчеству огромные силы.
Именно такое искусство — правдивое, реальное, говорящее и призывающее — и должно создаваться сегодня, искусство идейное, искусство немонетизированное, искусство, несущее истину.
Made on
Tilda