ДАЁШЬ СВОБОДУ ТВОРЧЕСТВУ!
Екатерина Фадеева
ДАЁШЬ СВОБОДУ ТВОРЧЕСТВУ!
Екатерина Фадеева
Эрнст Неизвестный не импрессионист и не экспрессионист, он — отдельное течение. Скульптор, который вызывал наибольший резонанс среди общественности. Неизвестный не псевдоним, а настоящая фамилия советского скульптора Эрнста Неизвестного. Происхождение своей фамилии он объясняет так: «Поколение моего отца, да и я во времена молодости, жили в сплошной лжи. Даже в семье старались скрыть своё происхождение. И выясняется, что фамилия наша не Неизвестный, а Неизвестнов. Отец сменил последние две буквы».
Эрнст Неизвестный не импрессионист и не экспрессионист, он — отдельное течение. Скульптор, который вызывал наибольший резонанс среди общественности. Неизвестный не псевдоним, а настоящая фамилия советского скульптора Эрнста Неизвестного. Происхождение своей фамилии он объясняет так: «Поколение моего отца, да и я во времена молодости, жили в сплошной лжи. Даже в семье старались скрыть своё происхождение. И выясняется, что фамилия наша не Неизвестный, а Неизвестнов. Отец сменил последние две буквы».
Эрнст был частью «катакомбной культуры», то есть закрытого кружка, в котором он и его друзья занимались самообразованием.
Из воспоминаний Эрнста: «Я в то время учился в Академии художеств и одновременно на философском факультете МГУ и обнаружил, что при существующей системе образования мы после огромных трудов и нагрузки выйдем из университета безграмотными людьми». Тогда было принято решение собираться в кружок, где Эрнст и его друзья читали Оруэлла, слушали доклады по теософии, генетике, изучали философию. Занимались теми дисциплинами, которые были запрещены в СССР. Определённо, это сказалось на мировоззрении Эрнста, его творчестве. Именно «катакомбная культура» открыла в скульпторе широкий простор для полёта мысли и фантазии.
Эрнст был частью «катакомбной культуры», то есть закрытого кружка, в котором он и его друзья занимались самообразованием.
Из воспоминаний Эрнста: «Я в то время учился в Академии художеств и одновременно на философском факультете МГУ и обнаружил, что при существующей системе образования мы после огромных трудов и нагрузки выйдем из университета безграмотными людьми». Тогда было принято решение собираться в кружок, где Эрнст и его друзья читали Оруэлла, слушали доклады по теософии, генетике, изучали философию. Занимались теми дисциплинами, которые были запрещены в СССР. Определённо, это сказалось на мировоззрении Эрнста, его творчестве. Именно «катакомбная культура» открыла в скульпторе широкий простор для полёта мысли и фантазии.
Его творческая карьера началась позже, с московских выставок в 50-х годах XX века. Первыми работами стали серии скульптур «Война — это…», «Роботы и полуроботы», а также альбомы рисунков под названием «Гигантомахия, или Битва гигантов». Они являлись воплощением ужасных последствий Второй Мировой войны. Неизвестный воевал на 2-ом Украинском фронте и своими глазами видел смерть людей, изувеченных современным оружием. Его подразделение участвовало и в освобождении концлагерей. При этом он чудом не погиб, а позже был демобилизован с тяжёлыми ранениями, став инвалидом второй группы.
Его творческая карьера началась позже, с московских выставок в 50-х годах XX века. Первыми работами стали серии скульптур «Война — это…», «Роботы и полуроботы», а также альбомы рисунков под названием «Гигантомахия, или Битва гигантов». Они являлись воплощением ужасных последствий Второй Мировой войны. Неизвестный воевал на 2-ом Украинском фронте и своими глазами видел смерть людей, изувеченных современным оружием. Его подразделение участвовало и в освобождении концлагерей. При этом он чудом не погиб, а позже был демобилизован с тяжёлыми ранениями, став инвалидом второй группы.
Скульптуры того времени изображают, как война калечит людей, лишая шанса на нормальное существование; как человек создал машины, которые сделали его безжалостным
Они стали частью людей, что говорит о необратимости изменений. А война была конфликтом политиков, показной гонкой технической оснащённости каждой из стран, но фактически никак не касалась простого человека. В 1956 году Эрнст приступил к работе над монументом «Древо жизни». Он символизировал союз искусства и науки. Это было попыткой скульптора «вывести искусство из будней». Точного трактования этой скульптуры Неизвестный не даёт. Лишь говорит, что монумент представлен в виде «семи витков Мёбиуса (неровных колец), сконструированных в форме сердца. Для него символы и знаки — не пустое место. В Библии «древо» — синоним «сердца», а «сердце» — синоним креста. Таким образом, «Древо жизни» объединяет эти три понятия».

Спустя почти 50 лет скульптура была закончена. Вопрос о месте её установки долго не разрешался. Директор Государственного института искусствознания, Алексей Комеч заявил, что «скульптура является случайным сочетанием абсолютно разностильных деталей… и вообще производит вид чего-то разрушенного», это произведение он «не хотел бы видеть ни в одном месте». Профессор Нина Молева придерживалась мнения, что «памятник пока не состоялся». Позже было решено поставить монумент на мосту «Багратион», станция метро Выставочная.


Спустя почти 50 лет скульптура была закончена. Вопрос о месте её установки долго не разрешался. Директор Государственного института искусствознания, Алексей Комеч заявил, что «скульптура является случайным сочетанием абсолютно разностильных деталей… и вообще производит вид чего-то разрушенного», это произведение он «не хотел бы видеть ни в одном месте». Профессор Нина Молева придерживалась мнения, что «памятник пока не состоялся». Позже было решено поставить монумент на мосту «Багратион», станция метро Выставочная.

Я видела «Древо жизни» лишь однажды. Оно было окружено толпой иностранных туристов. Из-за тихого повествования гида и своего несовершенного английского языка я не поняла историческую значимость этого монумента. Но скульптура поразила меня своей масштабностью и детализацией. Каждый фрагмент как будто мог существовать отдельно. При этом все фигуры вместе, как составленный пазл, несли общую, высокую идею. Для каждого она будет своя: кто-то увидит в этом объяснение человеческого существования, другие — характеристику власти, третьи — мировую историю. Такие произведения, безусловно, привлекают внимание и не могут оставить никого равнодушным. Они пробуждают творческое мышление. В этом и заключается ценность «Древа жизни» и современного искусства в целом.
Я видела «Древо жизни» лишь однажды. Оно было окружено толпой иностранных туристов. Из-за тихого повествования гида и своего несовершенного английского языка я не поняла историческую значимость этого монумента. Но скульптура поразила меня своей масштабностью и детализацией. Каждый фрагмент как будто мог существовать отдельно. При этом все фигуры вместе, как составленный пазл, несли общую, высокую идею. Для каждого она будет своя: кто-то увидит в этом объяснение человеческого существования, другие — характеристику власти, третьи — мировую историю. Такие произведения, безусловно, привлекают внимание и не могут оставить никого равнодушным. Они пробуждают творческое мышление. В этом и заключается ценность «Древа жизни» и современного искусства в целом.
Установка этого монумента посреди магазинов одежды является показателем пренебрежительного отношения общества к свободному, не конвейерному творчеству
Были и более унизительные моменты в творчестве Эрнста Неизвестного. В 1962 году в Манеже проходила выставка 30-летия Московского Союза Художников. На неё приехал Хрущёв. Он заявил, что Неизвестный лишь «проедает народные деньги, а производит дерьмо!». Хрущёва возмутили скульптуры прежде всего «искажением лиц советских людей». Жаль, что в СССР аргумент «я художник, я так вижу» не был решающим, а свобода мысли и творчества отсутствовала.
Установка этого монумента посреди магазинов одежды является показателем пренебрежительного отношения общества к свободному, не конвейерному творчеству
Были и более унизительные моменты в творчестве Эрнста Неизвестного. В 1962 году в Манеже проходила выставка 30-летия Московского Союза Художников. На неё приехал Хрущёв. Он заявил, что Неизвестный лишь «проедает народные деньги, а производит дерьмо!». Хрущёва возмутили скульптуры прежде всего «искажением лиц советских людей». Жаль, что в СССР аргумент «я художник, я так вижу» не был решающим, а свобода мысли и творчества отсутствовала.
Установка этого монумента посреди магазинов одежды является показателем пренебрежительного отношения общества к свободному, не конвейерному творчеству
Были и более унизительные моменты в творчестве Эрнста Неизвестного. В 1962 году в Манеже проходила выставка 30-летия Московского Союза Художников. На неё приехал Хрущёв. Он заявил, что Неизвестный лишь «проедает народные деньги, а производит дерьмо!». Хрущёва возмутили скульптуры прежде всего «искажением лиц советских людей». Жаль, что в СССР аргумент «я художник, я так вижу» не был решающим, а свобода мысли и творчества отсутствовала.
Как позже писал скульптор в своей книге: «Если нужно сделать гения, партия его назначит — скульптор станет гением. Разумеется, это гротеск. Но как часто реальная жизнь, особенно во времена Сталина, была близка к нему!».
Как позже писал скульптор в своей книге: «Если нужно сделать гения, партия его назначит — скульптор станет гением. Разумеется, это гротеск. Но как часто реальная жизнь, особенно во времена Сталина, была близка к нему!».
Эрнст впоследствии эмигрирует в Швейцарию, а затем в США. Аргументирует это «внутренними расхождениями с советским мировоззрением» и невозможностью свободно творить. А свобода для него, как для деятеля искусства, была высшей ценностью, жизненной необходимостью. После переезда Эрнст Неизвестный даёт интервью «Радио Свобода», в котором произносит:
Эрнст впоследствии эмигрирует в Швейцарию, а затем в США. Аргументирует это «внутренними расхождениями с советским мировоззрением» и невозможностью свободно творить. А свобода для него, как для деятеля искусства, была высшей ценностью, жизненной необходимостью. После переезда Эрнст Неизвестный даёт интервью «Радио Свобода», в котором произносит:
«Я желаю своим землякам свободы. Свободы передвижения и творческих возможностей на любой работе, начиная от работы землекопа, крестьянина, кончая работой интеллектуала. Дело в том, что свобода порождает инициативу, инициатива порождает хороший труд. Поэтому не рабства, а инициативы я желаю своим землякам».
«Я желаю своим землякам свободы. Свободы передвижения и творческих возможностей на любой работе, начиная от работы землекопа, крестьянина, кончая работой интеллектуала. Дело в том, что свобода порождает инициативу, инициатива порождает хороший труд. Поэтому не рабства, а инициативы я желаю своим землякам».
И, по иронии судьбы, именно Неизвестный создавал надгробие для могилы Н. С. Хрущёва.
И, по иронии судьбы, именно Неизвестный создавал надгробие для могилы Н. С. Хрущёва.
Это доказывает, что настоящее искусство, свободное и смелое, вечно. Оно будет возвышаться над критикой, прениями, даже политическим режимом. И каждое такое творение станет незыблемым символом свободы и ценности человеческой мысли.
Это доказывает, что настоящее искусство, свободное и смелое, вечно. Оно будет возвышаться над критикой, прениями, даже политическим режимом. И каждое такое творение станет незыблемым символом свободы и ценности человеческой мысли.
Made on
Tilda